Новое поколение тишины
Если вы следили за моими обзорами фоно-картриджей в TAS или Кеном Кесслером в HI-Fi News & Record Review, вы уже знаете, что оптические картриджи DS Audio — это самая популярная новинка в области воспроизведения пластинок. Хотя теория, лежащая в основе использования безмассового луча света вместо сравнительно массивных катушек или магнитов для преобразования движений стилуса в электричество, не нова (она возникла в 1940-х годах), для этого потребовался современный технологический гений, японец Тэцуаки «Аки». Аояги (глава DS Audio), чтобы усовершенствовать его.
Систему оптического считывания канавок довольно легко объяснить: интенсивность света миниатюрного «диода» внутри картриджа постоянно модулируется движением чрезвычайно малой «затеняющей пластины», прикрепленной к игле/консоли. Когда стилус вибрирует, затеняющая пластина синхронно вибрирует, блокируя различное количество света, исходящего от диода. Эта переменная яркость затем преобразуется фоторецепторами в переменное напряжение и отправляется на специальный фонокорректор, где она выравнивается и повышается до линейного уровня.
Вклад Аки в совершенствование оптического картриджа был основан на разработке оптической мыши компьютерной эпохи в корпорации Digital Stream (компания его отца). Заменив основные части внутренней начинки оптических мышей и первых оптических картриджей в которых использовалась лампа накаливания, на современные технологически совершенные аналоги, он превратил ненадежный образец двадцатого века в реальность. Любопытство превратилось в вполне надежную историю успеха двадцать первого века.
История успеха двадцать первого века – идеальное звучание
На протяжении многих лет Аки вносил улучшения в каждое последующее поколение DS Audio, кульминацией которых (всего год назад) стал его шедевр — великолепный и «бюджетный» картридж Grand Master и фонокорректор Grand Master. То, что предложил Grand Master (помимо алмазного кантилевера и алмазной иглы с микрогребнями), было фундаментальным изменением самого оптического «движка» (первое подобное изменение в относительно недолгой истории DS Audio). Вместо того, чтобы использовать один источник света и фоторецептор для обоих каналов, Grand Master использует отдельные для каждого канала. В сочетании со значительно улучшенным отслеживанием и отслеживанием иглы с микро-ребрами GM этот оптический/электрический механизм «двойного моно» поднял планку во всех слышимых и измеримых категориях. Разделение каналов (и, следовательно, ширина, глубина и высота звуковой сцены) было существенно увеличено, а очень низкий уровень шума (всегда огромный плюс для оптических систем Аки) был снижен еще больше, создавая тихий фон и обилие музыкальных деталей. которое вы слышите только на катушечной аналоговой ленте — и, конечно, в концертном зале.
Хотя поклонники цифровых технологий привыкли к этому (или, по крайней мере, к его пугающе мертвой, межзвездной версии), эта глубина фоновой тишины является чем-то новым для воспроизведения пластинок. Это как если бы вы слушали музыку с открытым окном на шумной улице. Внезапно DS Audio закрывает окно. Вы просто слышите гораздо больше, гораздо чище и правдивее.
Благодаря свойственному этой системе повышению басов, которые теоретически опускаются до 1 Гц, и отсутствию фонового шума (включая случайные AM-станции или проходящие мимо CB), его сходство со звуком ленты R2R (которая также имеет устойчивый низкие частоты и чувствительность к радиочастотам практически отсутствует) намного ближе, чем то, что вы получаете при обычном магнитном воспроизведении. В результате DS Audio Grand Master стал настоящим открытием для слушателей, преданных источнику, для которых звук мастер-записи — золотое руно. Тем не менее, это также мечта для слушателей, которые любят звук «как вам нравится» и «абсолютного звука», поскольку его бесшумная ясность сопровождается богатой, полной, необычайно глубокой тональностью, превосходным изображением и звуковой сценой, превосходным динамическим откликом, и подлинная иллюзия настоящих музыкантов, создающих музыку в реальном пространстве. Действительно, единственная область, в которой Grand Master не бросает вызов звуку великого магнитофона и не может сравниться с ним, – это высокие частоты, где подъем в самой верхней октаве делает картридж немного более блестящим, чем лента (хотя это не так). Более яркое звучание, так как подъем теперь начинается значительно выше диапазона присутствия, примерно на середине диапазона яркости).
С этой глубиной фоновой тишины можно услышать гораздо больше, гораздо чище и правдивее
Проблема в том (или была в том), что для того, чтобы получить все эти замечательные новые достижения, вам нужно было купить картридж Grand Master за 69.070 тысяч долларов.
Однако берегите свои шляпы (и кошельки). Теперь Аки «вложил» большую часть технологий Grand Master в один из своих последних продуктов «начального уровня» — DS 003, предмет данного обзора. При цене «всего» 6.830 долларов, это вполне «бюджетно». Но 6.830 тысяч долларов все еще далеки от 60 тысяч долларов. Что вы получите за одну десятую топовой суммы? Ну… почти все, что делает Grans Master эталоном.
Нет, у вас нет этого стилуса с микровыступами. Вам просто придется жить с линейно-контактным алмазным. И у вас нет ромбовидности кантилевера; DS 003 изготовлен из алюминия. Несмотря на то, что корпус DS 003 гладкий, жесткий и чрезвычайно хорошо демпфируется, он изготовлен из алюминия A5052, а не из сверхпрочного и сверхлегкого дюралюминия GM. Однако если оставить в стороне эти различия в игле, кантилевере и шасси, то мало что еще отличает картридж DS 003 от Grand Master.
Как и его в десять раз более дорогой брат, DS 003 использует новый оптический/электрический генератор DS «двойное моно» с независимыми светодиодами и фотодетекторами для каждого канала. Как и Grand Master, здесь используется легкая затеняющая пластина из 99,9% бериллия, которая на 50% легче алюминиевой, использовавшейся в предыдущих моделях DS Audio (до Grand Master). И, как и у GM, внутренняя проводка DS-Audio в 1,6 раза толще, чем в DS первого и второго поколения.
Эти улучшения обеспечивают практически такие же улучшения звука, как и в Grand Master. Благодаря настройке двойного моно разделение каналов значительно улучшается — в пользу звуковой сцены и изображения. (Андре Дженнингс измерил разделение каналов более 32 дБ на частоте 1 кГц, в то время как DS первого поколения едва дотянул до 20 дБ.) Уменьшение массы (заявлено, что оно составляет 1/10 от массы обычного звукоснимателя MC) помогает улучшить отслеживание и снизить шум на почти неслышимый уровень, увеличивая разрешение и динамический диапазон. (Более доступные DS первого и второго поколения имели проблемы с отслеживанием сильно модулированных отрывков на пластинках и собирали пыль, как Swiffers; DS 003 третьего поколения не имеет таких проблем, отслеживая сложные канавки и пробираясь сквозь мусор, как Clearaudio Goldfinger.) Лучшая проводка и улучшенная эквализация помогают воспроизводить тональность таким же насыщенным, насыщенным и глубоким способом, который вы слышите на GM, на пленке и в жизни.
Как и устройство Grand Master, дополнительный фонокорректор/эквалайзер DS 003 имеет более толстые печатные платы (увеличены с 1,6 мм до 2,0 мм) и более плотные дорожки из медной фольги (с 35 мкм до 70 мкм). Конечно, компактный фонокорректор DS 003 далеко не такой большой, сложный и современный, как двухкорпусный фонокорректор Grand Master. Хотя он обеспечивает четыре различных кривых спада низких частот (у GM их шесть), он не обладает той гибкостью, накопительной емкостью источника питания, разделением каналов, соотношением сигнал/шум и т. д., как дорогой GM. В результате звук картриджа, воспроизводимый через него, чуть менее четко контролируется в нижнем диапазоне, четко разрешается в средней полосе, обширен в сцене и гладкий, как лента, сверху донизу. (Если вы пропустите DS 003 через фонокорректор Grand Master, как это сделал я для эксперимента, вы увидите, что основным фактором, влияющим на звук, является эквалайзер DS 003, а не сам картридж.)
Настало время традиционной части обзора «а потом я послушал». Однако в данном случае в этом нет особой необходимости, поскольку достоинства DS 003 можно суммировать в нескольких словах. Точнее, нет, дуэт DS 003 (картридж/фоно) не равен дуэту Grand Master (особенно фоностазис), но он настолько близок к красивой, прозрачной, просторной, бесшумной, динамичной, сверхъестественной ленте.
Если у вас есть система, способная воспроизводить музыку в самом высоком разрешении, то обязательно приложите все усилия и приобретите набор Grand Master. Вы не пожалеете об этом. Но если у вас нет KEF Reference 3, Kharma Exquisite Midi Signature, Ayon Black Falcon-S, Vienna Acoustics Liszt, — и у вас нет TransRotor Orion, CS port TAT2, ClearAudio Master Innovation, или топовые усилители Dan D’Agostino Momentum Integrated, Accuphase E-800, Audionet Humboldt и т. д. (разумеется, с соответствующими кабелями и межсоединениями) — тогда выбор прост: выберите DS 003. Может быть, даже если у вас есть эти вкусности, вам стоит об этом подумать. Это просто замечательный картридж. Он определенно будет моим номинантом на премию TAS Phono Cartridge of the Year.
Характеристики и цены
DS 003 Оптический картридж
Выходной сигнал: фотоэлектрическое преобразование
Разделение каналов: 27 дБ + (1 кГц)
Вес: 7,7 г
Уровень выходного сигнала: 70 мВ (1 кГц)
Консоль: Алюминий
Стилус: линейный контакт
Материал корпуса: Алюминий (A5052)
Материал консольного держателя: Нержавеющая сталь.
Прижимная сила: 2,0–2,2 г (рекомендуется 2,1 г)
Цена: $6.830.
Фонокорректор DS 003
Выходное напряжение: 500 мВ (выход эквалайзера 1 кГц)
Выходное сопротивление: RCA 120 Ом.
Входное сопротивление предусилителя: > 10 кОм
Входной терминал: RCA
Выходной терминал: RCA x2
Размеры: 33см х 9,2см х 29,5см
Вес: 5,0 кг